Дом Магии Клуба Практиков
Дом Магии Клуба Практиков

Дом Магии Клуба Практиков

Сайт о магии, непознанном, эзотерике, рунах, картах и других системах развития.
 
ФорумФорум  ДоброПожаловатьДоброПожаловать  СобытияСобытия  ПубликацииПубликации  Последние изображенияПоследние изображения  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

Поделиться
 

 Свадьба на Руси

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
?????
Гость
Anonymous



Свадьба на Руси Empty
СообщениеТема: Свадьба на Руси   Свадьба на Руси EmptyСр Янв 05, 2011 9:36 pm
1

Свадьба на Руси

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Обычно свадьбы на Руси играли от 3 до 7 дней. Любому свадебному торжеству предшествовали обряды выбора невесты и сватовства. Родители жениха занимались выбором невесты, нисколько не считаясь с мнением самого жениха. Главная задача для будущей жены — стать продолжательницей рода, и именно с этой позиции выбиралась невеста. Достаток в семье будущей жены должен был быть примерно такой же, как и в семье жениха. Иначе лось, что не по себе сук рубишь. После того как определялись с кандидатурой невесты, родня жениха собиралась на большой совет. На этом совете обсуждалась родня невесты, перечислялись ее личные качества (скромна ли она, добра ли, уважительно ли относится к старшим). Непременно перечисляли трудовые навыки невесты. Обязательно выясняли, нет ли у невесты хотя бы отдаленных родственных связей с женихом.

Мнением самой девушки при этом никто не интересовался, если девушка пыталась сопротивляться, ее принуждали к замужеству. После того как кандидатура невесты была одобрена, в дом к невесте засылали сватов. К сватовству относились очень серьезно, первые сваты отправлялись в дом невесты только после захода солнца. Перед тем как выехать, они опутывали печную трубу вожжами, чтобы удачно опутать невесту.


Выезжали сваты с заднего двора, ехали огородами и задами и по дороге ни с кем не разговаривали. Если свадьба проходила летом, что в деревнях бывало очень редко, то сваты ехали верхом, а зимой — в добротных санях, которые покрывали рогожей.

На Руси считалось: от того, как быстро сваты спрыгнут с коней (или вылезут из саней) и войдут в дом невесты, зависит и то, как быстро они смогут ее сосватать. В разных деревнях сваты входили в дом невесты по-разному. Где-то они, перед тем как войти, обносили вокруг себя ступу, в которой девушка толкла лен, имитируя тем самым обряд венчания, где-то неслышно касались дверного косяка, а затем открывали дверь в три приема. А вот женщины-свахи ступали на крыльцо правой ногой, при этом приговаривая обрядные слова. После того как сваты входили в дом, они обязательно осеняли себя крестным знамением и начинали переговоры. Причем в одних деревнях переговоры велись как бы на ходу, стоя, а в других — сваты садились в красном углу, лицом к входной двери. Уже по тому, как сели сваты, было ясно, с каким делом они пожаловали в дом.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Сваты сговаривались с отцом невесты, а если у девушки не было отца, то разговаривали со старшим братом или матерью. Редко беседа велась напрямую, зачастую сваты вели переговоры в иносказательной форме, но всем было ясно, о чем они ведут речь (например, сваты могли сказать: «У вас — цветочек, у нас — садовник. Можно ваш цветочек посадить к нам в садочек?»).

Родители невесты приглашали сватов попить с ними чая, который разливала невеста, в это время сваты внимательно рассматривали ее.

Если родители не хотели выдавать девушку замуж, они отговаривались (например, ее молодостью или своей неготовностью к свадьбе). В редких случаях отец мог в грубой форме прогнать сватов из дома, тогда они старались закрыть дверь спиной, чтобы девушке никогда не выйти замуж. Но, даже если родители хотели выдать девушку замуж, они никогда не давали ответа сразу, отговариваясь тем, что им надо посоветоваться. Поэтому первый визит сватов считался неофициальным.

Для того чтобы привлечь сердце невесты, сваты старались унести из избы невесты мох, которым были заткнуты щели между бревнами дома. На второе сватовство отправлялись другие сваты или сами родители жениха, а на третьи переговоры родители невесты уже ждали сватов. В доме готовилось угощение, накрывался стол. После того как родители невесты давали согласие на брак, составлялась рядная запись. Она содержала в себе целый ряд вопросов: когда именно будут играть свадьбу, сколько гостей будет с каждой стороны, на какую сумму будут гулять свадьбу, каково приданое невесты? Иногда включалась такая запись: сколько работы будет делать молодая жена в первый год, и даже иногда вносилось условие, что муж никогда не будет бить свою жену. Ну чем не современный брачный договор?

Через несколько дней отец невесты приходил в дом жениха. Он осматривал его дом и хозяйство. Если отцу нравилось, то садились за стол.И только после этого устраивались смотрины невесты для жениха. Это происходило примерно через 2 недели после официального сватовства. А до XV в. жених видел свою будущую жену только на свадьбе. На смотринах родители невесты еще могли отказаться от свадьбы.Если же все проходило благополучно, то смотрины заканчивались хмельным пиром.

После смотрин устраивали сговор, дата его проведения определялась родителями невесты.Во время сговора заканчивали составление рядной записи, и завершался сговор обрядом рукобитья.

После обряда рукобитья следовал обряд обручения, молодые люди обменивались кольцами и троекратно целовали друг друга. За обручением следовал пропой. Пировали совместно: родня жениха и невесты. Сами молодые в пропое не участвовали, их уводили в другую комнату или чулан.

Во время пропоя невесту звали к гостям, и она подносила подарки, сделанные своими руками (например, полотенца, платки и т. д.). Потом вызывали жениха, который угощал гостей вином и также одаривал новую родню. После пропоя невеста считалась пропитой, и жизнь ее менялась. Она не могла больше выйти одна со двора, говорить она старалась как можно меньше, и то с причитаниями. Считалось, что чем больше невеста наплачется в родительском доме, тем меньше ей плакать в доме мужа.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

До свадьбы девушку освобождали от всех хозяйственных дел. Главной ее заботой становилось приготовление приданого и подарков родне мужа. В некоторых деревнях девушка шила свадебные наряды себе и жениху.Жених должен был каждый вечер навещать невесту и подносить ей подарки. Девушка при этом должна была оставаться холодной и угрюмой, всячески показывая, что она не хочет уходить из родительского дома.

Перед венчанием свадебный поезд украшали, минимальное количество подвод в поезде было три, но чем больше их было, тем весомее для односельчан была свадьба. В гривы лошадей вплетали ленты и цветы. Специально для свадьбы заказывали валдайские колокольчики, которые украшали свадьбу мелодичным звоном. Обычно поезд готовила сторона жениха, но в зажиточных семьях готовили два поезда (со стороны жениха и стороны невесты).

Старшим свадебным чином на русской свадьбе был тысяцкий (он же тамада). Тысяцкий должен был знать все тонкости свадебного обряда. Его роль, как правило, брал на себя женатый мужчина со стороны жениха. От остальных участников свадебного торжества его отличало красивое полотенце, перекинутое через плечо.

Деревенский гармонист являлся главным гостем на любой свадьбе. Если семья была достаточно богатой, то на свадьбу приглашали несколько музыкантов. В последний день перед венчанием нвеста прощалась со своей семьей. Собирался девичник, на который девушка надевала свое лучшее платье. На девичнике происходил обряд расплетания девичьей косы. Девушка ходила с распущенными волосами до самого венчания. Во время обряда расплетания косы девушки-подружки готовили для невесты баню. Нередко попарить будущую молодую жену приходила знахарка, которая совершала над ней магические обряды. В этот же день в дом невесты отправлялся человек, чтобы отвезти в дом жениха приданое невесты и ее постель. В доме жениха в последний день перед венчанием проходили жениховы посиделки, на которых жених прощался с холостой жизнью. Молодые люди пировали, пели свадебные песни. Наконец, наступал день венчания. Венчание на Руси считали судом Божьим, ведь никто, кроме Бога, не мог знать, как сложится судьба молодых после свадьбы.

В ожидании свадебного поезда невеста угощала подружек пряниками, а в парадной комнате, в каждый угол которой ставилось по иконе, накрывались столы. После того как к приему свадебного поезда все было готово, на голову невесты возлагался свадебный венец, и ее выводили в парадное помещение. Выход невесты был торжественным. Впереди нее шли женщины, сопровождавшие выход невесты свадебными песнями и плясками. За ними шли каравайники, несшие караваи, на которых лежали золотые монеты. После караваев несли свадебные свечи и обручальные кольца. Потом шел дружка невесты, который нес блюдо с мехами, хмелем и деньгами. Перед невестой шел человек, специально следивший, чтобы никто ей не перешел дорогу. Саму невесту, на лицо которой было накинуто полотенце, вели под руки две свахи. За невестой несли блюдо, на котором находились головной убор замужней женщины, гребешок и посуда с разбавленным медом (мед разбавляли водой или вином).

Вся эта процессия входила в парадное помещение и рассаживалась по местам согласно чину. Рядом с невестой садился старший брат или другой молодой родственник.В некоторых деревнях невеста входила в комнату уже после приезда свадебного поезда и уговоров тысяцкого. На стол перед новобрачными устанавливали блюдо, принесенное дружкой. В это время в доме жениха заканчивали собирать свадебный поезд, жених получал родительское благословение. Перед отправкой свадебного поезда над ним совершались магические обряды. До того как тронуться в путь, тысяцкий окроплял коней и подводы святой водой.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Но отнюдь не просто было доехать до дома невесты. Всю дорогу свадебный поезд встречали преграды. Для односельчан свадьба была прекрасным поводом погулять и повеселиться, они устраивали завалы на дороге, выставляли посты, требуя от проезжающих выкуп. И так со смехом, шутками и прибаутками свадебный поезд подъезжал к дому невесты. В некоторых деревнях с жениха за невесту требовали выкуп, иначе ему не открывали ворота. Как только свадебный поезд подъезжал к дому невесты, первым выходил тысяцкий. Он должен был выкупить место рядом с невестой, на котором сидел ее брат или другой родственник. После шутливого торга все рассаживались по местам, и священник читал молитву. Затем сваха спрашивала разрешения чесать невесту. Родители давали благословение крутить и чесать невесту. Приступали к обряду укручивания невесты. Сваха снимала с головы невесты покрывало и венец. Брала в руки гребень, окунала его в посуду с разведенным медом и расчесывала невесту. Волосы скручивались, на них надевался головной убор (кика). Во время обряда укручивания лицо невесты от жениха и его товарищей закрывали специальным покрывалом из тафты.

После завершения обряда укручивания свахе передавали блюдо с хмелем, которым сваха осыпала жениха и невесту. Тысяцкий подходил к родителям невесты и спрашивал благословения на разрезание каравая. Каравай разрезался на множество частей и вместе с приготовленными заранее платками раздавался гостям.После сваха спрашивала разрешения везти молодых в церковь. Гости вставали вместе с молодыми. Отец брал дочь за руку и передавал ее жениху, при этом он мог ударить ее плеткой, которую с наказом отдавал жениху. Священник благословлял молодых. И гости вместе с женихом и невестой направлялись к свадебному поезду. Родители, занятые приготовлением свадебного пира, на венчание в церковь не ездили.

В церковь жених ехал отдельно от невесты. Жених отправлялся первым и должен был приехать в церковь раньше невесты.При приближении свадебного поезда к церкви церковный звонарь начинал звонить во все колокола. Родители жениха заранее заказывали и оплачивали колокольный звон и церковное пение.

После того как жених, а за ним и невеста подъезжали к церкви, жених брал невесту за руку и трижды обводил ее вокруг себя. Затем молодые направлялись в церковь, а ясельный с помощниками оставался следить за тем, чтобы между повозкой жениха и невесты не прошла ни одна живая душа. Перед венчанием священник спрашивал у жениха и невесты, нет ли причин, которые могли бы воспрепятствовать браку, и согласны ли они стать мужем и женой. После того как молодые говорили о своем согласии, священник надевал на пальцы жениха и невесты обручальные кольца, которыми они должны были обменяться 3 раза. После обряда венчания священник давал последние наставления, с невесты снимали венчальное покрывало, священник брал молодую жену за руку, передавал ее мужу и просил их поцеловаться. Молодые выходили из церкви. Сваха осыпала их льняным семенем, а молодая жена теснее прижималась к мужу. Тысяцкий, как только молодые выходили из церкви, посылал к родителям гонца с вестью, что венчание окончено. После венчания в церковной сторожке или сразу по приезде в дом жениха с невестой проводился обряд окручивания. Молодой жене расчесывали волосы и заплетали две косы вместо девичьей одной. Косы молодой жене заплетали две свахи, одна с ее стороны, а другая со стороны жениха. На голову молодой жены опять надевали головной убор. Во время обряда окручивания, если он проходил в церковной сторожке, приятели жениха потчевали священника привезенными яствами.

Свадебный поезд по дороге в дом жениха объезжал всю деревню, непременным считалось посещение главной улицы и святых мест. На околицу выходили встречать свадебный поезд родители жениха. У ворот устраивали праздничную стрельбу из ружей. Молодых встречали родители мужа: отец — с иконой и мать — с хлебом и солью. Хлеб разламывали над головами молодых на две половинки. Эти половинки хранились в доме молодых всю жизнь. Тысяцкий провожал молодых на их место, и начинался пир. Свадебный пир на Руси являлся неотъемлемой частью свадебного ритуала. Он был важным событием для всего села, и о нем потом долго вспоминали. Первый стол, за которым сидели молодые, назывался свадебным. Правда, сами молодые за ним ничего не ели, хотя им подносились всевозможные яства. После того как гостям приносили третье блюдо, тысяцкий брал специально принесенную жареную курицу, заворачивал ее в скатерть, и просил у родителей благословения вести молодых в опочивальню. Туда же он уносил приготовленную курицу. После того как молодые уходили, свадебный пир продолжался, накрывался второй стол, который носил название «горный». Во время горного стола пели величальные песни и пили за здоровье молодых.

Современный свадебный обряд по сравнению с традициями русской свадьбы стал более простым. Но, может быть, легкость, с которой современные люди вступают в брак, и приводит к такому количеству разводов.
Вернуться к началу Перейти вниз
?????
Гость
Anonymous



Свадьба на Руси Empty
СообщениеТема: Re: Свадьба на Руси   Свадьба на Руси EmptyСр Янв 05, 2011 9:51 pm
2

В конце 9 века христианство было провозглашено официальной религией Киевской Руси. С распространением новой веры началось формирование традиционного русского свадебного обряда, окончательно завершившееся только к 16 веку. К моменту христианизации Руси все свадебные обряды были тесно связаны с языческими верованиями древних славян. Основным: нововведением христианства стало обязательное церковное освящение брака. С самого начала и на протяжении многих и многих веков христианская церковь боролась с отголосками язычества, но последнее не собиралось сдавать своих позиций и все глубже и глубже проникало в быт русских крестьян. В результате сложился сложный симбиоз христианства с языческими верованиями славян.


В 16 веке окончательно сложился полный свадебный ритуал с четко определенными этапами, номенклатурой свадебных чинов (участников свадебного действа), свадебной атрибутикой, одеждой и пищей. Сложился и особый свадебный фольклор. В разных регионах России свадебные обряды справлялись по-разному. Нельзя было сыскать и двух деревушек, где свадебный обряд выполнялся одинаково, так как испокон веков свадьба представляла собой игровое действо, организованное по принципу "кто во что горазд" Несмотря на эти различия, существовал некий костяк свадьбы - обряды, повторяющиеся от деревни к деревне от города к городу.

Начальный этап традиционного свадебного ритуала состоял из сватовства, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, сговора, богомолья (обручения) и запоя. Далее следовало венчание , которому предшествовали девичник и молодечник. Венчание традиционно завершалось многочисленными свадебными пирами (столами). Основные составляющие свадебного ритуала в разных местах имели свои названия и по-разному сочетались между собой . Все обряды соблюдались в том случае, если хотя бы для одного из молодоженов брак был первым. Если женились вдовцы или выходили замуж вдовы, то свадебный ритуал максимально упрощался, а то и вовсе не исполнялся. Второй брак уже не был окутан той аурой святости, которая сопровождала первый. Содержание свадебных обрядов было одинаковым и для тех, кто женился в первый раз, и для вдовцов. Третий брак, большая редкость на Руси, не одобрялся Церковью и поэтому проходил без венчания. Четвертый брак вообще запрещался Православной Церковью. Тем не менее, дети, рожденные в четвертом браке, в отношении наследства пользовались правами законных наследников.

Большинство свадебных обрядов являлось наследием языческой Руси; другие появились с возникновением христианства. Значительная часть обрядов и атрибутов русской свадьбы была заимствована у других народов Так, в античных бракосочетаниях существовали и обручальные кольца, и невестины покрывала, и свечи, и свадебные дары, и венки, и соединение рук... Обычай осыпать новобрачных хмелем, зерном и деньгами также возник в Античности. Русский каравай, как символ бракосочетания, был заимствован у древних римлян: в Риме новобрачные должны были отведать пирог, приготовленный из муки, замешанной на соленой воде, и меда.
Почти все предметы свадебного ритуала имели скрытое магическое значение, выступали осязаемыми символами абстрактных понятий и отношений. Внешне бесполезные и мало функциональные, в представлении русских людей они обладали большой магической силой Все свадебные обряды сопровождались различного рода предосторожностями от лихого глаза. Существовал даже особый свадебный чин - ясельничий (конюший), задачей которого было охранять новобрачных от всякого колдовства. Сами свадьбы считались самым подходящим случаем для подобных колдовских лиходейств.
Примером неизменного свадебного атрибута являются куньи или собольи меха. За свадебным столом молодые сидели на особом месте, накрытом мехом; вокруг брачного ложа вбивали колья с соболиными шкурами...

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Количество мехов зависело от достатка семей новобрачных, но даже в самом бедном доме меха были необходимым элементом. В подавляющем большинстве свадебных обрядов мех символизировал богатство. В южных регионах России невеста уподоблялась "черной кунице", а жених - "черному соболю". Сравнение новобрачных с соболем или куницей, по сути, являлось оценкой их достоинства. Особое отношение к меху берет свое начало в языческой Руси, когда металлические деньги еще не существовали, - и мех был одним из многочисленных денежных средств славян.
Как правило, на Руси свадьбы играли в периоды когда прекращались сельскохозяйственные работы, осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю) и зимой от Крещения до Масленицы. Хорошей приметой было приурочить дату венчания или срок знакомства к Покрову дню, так как Покров, наряду с Пятницей Параскевой считался покровителем брачных союзов. Во время праздника Покрова невесты молились: "Батюшка Покров, мою голову покрой!" В весенне-летний период, во время страды, совершались только браки "по нужде"- например, чтобы скрыть добрачную беременность невесты или если не хватало рабочих рук. В любом случае старались избежать свадьбы в мае, чтобы не "маяться всю жизнь".

Кроме аграрного календаря, на выбор даты свадьбы большое влияние оказывал календарь церковный. Православная Церковь запрещала венчание во время постов. (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников, от Рождества до Богоявления, во время Масленицы (сырой седмицы) и пасхальной седмицы. Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом, для свадеб оставалось не так уж много дней в году.

В 13-16 и даже 17 веках в России женились очень рано - в 12-13 лет. Готовить детей к женитьбе (замужеству) начинали чуть ли не с колыбели, так как в деревне семья играла исключительно важное экономическое значение. Кроме того, нравственные представления крестьянского люда были тесно связаны с семьей. К возрасту вступления в брак девушка должна была знать весь свадебный обряд и уметь правильно голосить (плакать с причитаниями). Девушку на выданье одевали лучше ее младших сестер, давали ей большую свободу и распространяли о ней хорошую молву ("славили"). Менялось и само поведение девушки, и отношение к ней со стороны крестьянской общины. Если в семье было несколько дочерей, то соблюдалась очередность по старшинству: первой должна была выйти замуж самая старшая дочь.
Засидевшихся в невестах девушек (в возрасте более 20 лет) величали не иначе как "вековухами" или "перестарками". Люди на таких девушек поглядывали косо, не стремились предлагать им своих сыновей, так как считали, что они - с пороком. Молодого человека, не женившегося в положенный срок, называли "бобылем". Бобыль, как и вековуха, вызывал публичное осуждение.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Брачному обряду предшествовали общественные смотры невест, которые приурочивались к престольным праздникам (Крещению, Святкам, Пасхе, Троице) или устраивались в период весенне-летних гуляний. На смотры съезжались не только односельчане, но и парни с родителями из соседних деревень.
Среди девушек большой популярность пользовались всевозможные виды предсвадебных гаданий, во время которых каждая незамужняя девица старалась узнать, каким будет ее суженный и выйдет ли она замуж в текущем году. Самым благоприятным периодом для гадания считались Святки, а также Покров день и день Параскевы Пятницы, покровителей брачных союзов.

Женитьба находилась целиком в руках родителей или заменяющих их людей (в случае сиротства). В подавляющем большинстве случаев жених и невеста не знали друг друга до брака. Чаще всего инициатором свадьбы выступали родители жениха, иногда - родители невесты. Нередко браки начинались по повелению высших лиц. Господа совершали браки между своими слугами, не спрашивая их согласия. Цари и великие князья сами выбирали невест для своих бояр.

Родители жениха выбирали невесту с согласия всей родни. Мнение сына учитывалось в самую последнюю очередь или не учитывалось вовсе, особенно, если оно шло в разрез с родительской волей. Девушка должна была отвечать, прежде всего, требованиям родителей, так как в ней видели продолжательницу рода. Искали невесту того же сословия и примерно того же уровня достатка Когда подходящая кандидатура была найдена, родители собирали совет, на котором присутствовали жених и все ближайшие родственники. На совете обсуждалась родословная потенциальной невесты, имущественное положение ее семьи, анализировались личные качества девушки (покорность, доброта характера, уважительность) и ее рабочие навыки, выяснялось, нет ли у невесты хотя бы отдаленного родства с женихом. Особого обсуждения требовал случай, если невеста была круглой сиротой.

Мнение девушки на вступление в брак не учитывалось совсем. Если девушка отказывалась подчиняться родительскому выбору, ее нередко принуждали к замужеству силой и угрозами.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Браки без благословения родителей, которые назвались "тайными", "беглыми" или "самокрутками", совершались крайне редко, так как осуждались крестьянской общиной. Существовал поверье, что заключенные без согласия родителей браки "противозаконны кончаются для сторон несчастливо". Причин такой свадьбы могло быть несколько:

— мезальянс, или любовь между людьми, неравными по социальному положению или материальному достатку;
— долгое безбрачие девушки;
— беременность незамужней девицы;
— хитрость жениха, желающего заполучить приданое невесты, воспользовавшись ее наивностью,
— родительский отказ в благословении
.

Иногда родители сознательно шли на тайную свадьбу, чтобы избежать лишних расходов, связанных с организацией свадебного пира.

Девушка сама принимала активное участие в побеге. По возможности, еще накануне венчания она с надежным человеком переправляла свое приданое к жениху. После тайного венчания новобрачные являлись с повинной в дом родителей невесты и падали пред ними ниц, прося прощения. В некоторых приволжских деревнях отец невесты бил молодых плетью по спине, но прощал их, благословляя иконой и хлебом-солью. В худшем случае отец невесты признавал мужа дочери спустя некоторое время.

Вернуться к началу Перейти вниз
?????
Гость
Anonymous



Свадьба на Руси Empty
СообщениеТема: Re: Свадьба на Руси   Свадьба на Руси EmptyСр Янв 05, 2011 10:03 pm
3

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности. Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.

Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт. Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества. Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада). Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

Великокняжеские, а в последствии царские свадьбы начинались смотром девиц. Собирали из разных мест девиц дворянских фамилий, и царь смотрел на них и выбирал из них ту, которая ему нравилась. Когда великий князь Василий Иоаннович собирался жениться, то на смотр ему предоставили полтысячи девиц. Иоанн Васильевич Грозный приказывал князьям, дворянам и детям, боярским отовсюду свозить своих дочерей-девок.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

При втором бракосочетании царя Алексея Михайловича девицы были собраны в дом Артема Сергеевича Матвеева, и царь, в противность принятому издавна обычаю не посещать домов своих подданных, смотрел на них в окошко из потаенной комнаты. Он выбрал трех и приказал доверенным женщинам освидетельствовать их душевные и телесные достоинства. И потом уже, по рекомендации этих смотрительниц, избрал Наталью Кирилловну. Избранную царскую невесту брали во дворец, облекали в драгоценные одежды, нарекали царевною, причем она жила до самого брака в совершенном отчуждении от царя. Сам царь до бракосочетания имел право только раз видеть свою невесту.

В царских свадьбах царь сидел с невестою за одним столом, и все приносили поздравление. По четырем углам комнаты втыкали по стреле, а на стрелы вешали меха соболей, в великокняжеских и царских брачных ложах по сорока. В царских свадьбах на кровати сперва настилали снопы, (число их было тридевять, то есть 27). На снопы клали ковер, а на него перины. На свадьбе Михаила Федоровича было положено семь перин одна на другую. На перины клали изголовье и две подушки; на подушку натягивались шелковые наволоки. Постель была застлана шелковой простынею, на нее сверху постилали холодное одеяло; в довершение всего клали на подушку шапку, а в ногах теплое одеяло соболье или кунье, с оторочено из более богатой материи, чем самое одеяло; шубу и ковер закрывали простыней. Вокруг постели навешивались тафтяные занавески; над постелью ставились образа и крест, те самые, которые предшествовали при вносе постели. Образа были задернуты убрусами или застенками, смотря по их величине. На царских свадьбах сенник устраивали во дворце. Между тем и у жениха и у невесты пекли свадебные хлебы или караваи и готовили стол.

В царских свадьбах, отправляемых во дворце, свечи жениха и невесты несли во дворце царицею.

В царских свадьбах в занимавшего место жениха подле невесты сводили с места под руки. Эти обычаи сходки (сближения) жениха с невестой были одинаковы и в царских свадьбах, с той разницей, что на свадьбе у царей все это происходило в одном и том же дворце. Царь собирался в одну из палат, будущая царица в другую. Сначала царица шла в грановитую палату; ей предшествовал священник и кропил святою водою место, где ей должно было садится. На место, где ей должно было садится, клалось сорок соболей, которые были подняты, когда она садилась. Возле невесты непременно садился кто-нибудь из знатных князей. Когда все это было устроено, посылали сказать царю. Царь отправлял прежде всего нареченного отца: тот, вошедши в царицыну палату, кланялся на все стороны, ударял челом будущей государыне и садился на большом месте возле жены своей, если она была здесь, посидев немного, этот нареченный отец посылал к царю одного боярина с речью: «Государь царь и великий князь всея России! Боярин (такой-то) велел говорить: прося у Бога милости, время тебе идти государю к своему делу!» Государь вставал принимал благословение митрополита и со всем своим поездом шел в грановитую палату, впереди его шли двое духовных особ: Благовещенский протопоп с крестом и крестовым недельным священником. Священник кропил водою путь, тысяцкий вел царя под руку, за ним следовали стольник с колпаком и стряпчие. Прибывши в палату и благословившись, царь подходил к своему месту; большой дружка поднимал посаженное близ невесты лицо, а царь садился на его место близ будущей жены.

На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или каптанов. В царском бракосочетании путь до церкви устилался камками, и двадцать человек боярских детей царицыных наблюдали, чтобы никто не переходил между женихом и невестою.

В царских свадьбах 16 века венчание происходило после обедни, а в 17-вечером, и тогда высокая чета венчалась тотчас по прибытии в храм.

После венчания на царских свадьбах весь поезд отправлялся в тот покой, где было окручивание. Но когда в 16 веке свадьбы происходили после обедне, то царица отправлялась в свои покои; свечи и караваи уносили в сенник к постели, а царь ездил по монастырям и, возвращаясь, домой, посылал звать жену и всех гостей к обеду.

В царских свадьбах государя кормили перед сенником в сенях, а царицу, по старинному обычаю, в самом сеннике. Взявши курицу, новобрачный должен был, по старинному обычаю, отломить у нее ножку и крыло и бросить через плечо назад. По другим известиям, этот обряд совершался пред укладыванием молодых в постель. Во время кормления новобрачных муж подвал гостям вино, и все пили с поздравлениями. Потом новобрачных снова укладывали в постель, а гости возвращались в прежнюю комнату и продолжали веселиться. Тогда веселье часто переходило в оргию, и нередко забывались всякие приличия. Музыки не было, тогда трубили в сурьмы, били в бубны и накромы.

На царских свадьбах цари кушали в мыльнях, а царицы в избушках. По выходе из мыльни впереди них сваха несла горшочек или два на одном блюде с кашей; сваха кормила ею и мужа и жену. В это же время происходил обряд раскрывания. Боярин, нареченный отец царский, раздвигал стрелою покров, заслонявший царицу; до того времени, даже и после венчания, ее никто не видал; только после обряда все подходили к ней и могли иметь счастье увидать ее светлые очи. После этого все шли к столу.

Царские свадебные обряды продолжались несколько дней. На другой день отправлялся княжий стол, на третий- стол от царицы: нареченные родители благословляли молодую высокую чету, а гости подносили дары; на четвертый день царь делал стол духовенству, и при окончании обеда Патриарх и духовные власти благословляли новобрачных образами, и все гости дарили им кубки и ковши, а потом царь отдаривал их деньгами, тканями, и чествовал подачами. В следующие дни делались столы другим сословиям: стольникам, стряпчим, дворянам, гостям, выборным людям, посадским, которые нарочно приезжали к царскому двору с поздравлениями.

Все подносили к царю дары. За то и царь в эти дни, светлые, радостные в его жизни, имел прово и возможность щедро вознаграждать всех: он насколько дней щедро кормил духовенство на дворе, раздавал ему деньги, рассылал в дальние города молебные грамоты, ездил с молодою царицей на богомолье по монастырям, кормил и дарил монахов, которые, в свою очередь, отдаривали царя окладными образами и подносили хлеб-соль. Царь не забывал угнетенных и нищих, посещал богадельни и тюрьмы и отпускал на свободу узников, заключенных за долги или за неважные преступления. Не всегда, впрочем, подносимые дары царями принимались, так, при бракосочетании царицы Наталии Кирилловны царь их не принял.

Впоследствии Императорские свадьбы становятся более пышными и помпезными, приобретая более светский характер. Покрой свадебных костюмов «отходит от боярского», который с несущественными изменениями существовал до конца 17 века, и следует моде, становясь все более роскошными. Обрядовый канон незеачительно меняется, исчезают некоторые тонкости и детали.
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Свадьба на Руси

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

 Похожие темы

-
» Свадьба на красную горку

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Дом Магии Клуба Практиков :: КЛАССИЧЕСКОЕ КОЛДОВСТВО :: СВЕТЛЫЙ ПРАКТИКУМ. :: ЛЮБОВНОЕ И СЕМЕЙНОЕ.-
Forum2x2 | ©phpBB | Бесплатный форум поддержки | Сообщить о нарушении | Последние обсуждения
Яндекс.Метрика